Что стало со старой винокурней Мяэтагузе?

Оглавление

Когда у каждой мызы на северном побережье была своя винокурня, не была исключением и мыза Мяэтагузе (нем. Mehntack). Из крупно помолотого солода и принесенного крестьянами в качестве арендной платы картофеля под руководством опытного винодела гнали спирт. Спирт перевозили на лошадях, а потом со станции Тойла отправляли в Санкт-Петербург. А почему дубовые бочки для выдержки спиртов в Мяэтагузе, которые были высотой в человеческий рост, были изнутри колючие?

Ходить в винном обозе в старину было прибыльным делом — за одну поездку получали 5 рублей, что было большими деньгами по тем временам. Перевозки происходили зимой, когда снежная дорога была хорошей. Иногда винный обоз едва успевал в Таммикмяэ, как мужчинам уже требовалась горькая, чтобы не замерзнуть. Пробурить буравом дырку в деревянной бочке было несложно — подставляй ведро! И когда для сугреву было уже достаточно, быстро вставляли затычку, сделанную из веток дуба в Таммикмяэ. Так путь можно было продолжить в приподнятом настроении. Затычки из дубовых веток, которые вбивали в пробуренные дырки, торчали внутри бочки, иногда они выходили за доски аж на 10 см, делая бочку колючей изнутри.

У винных обозов и винокурен длинная история в Эстонии. На территории Эстонии зелье упомянуто впервые уже в 1485 году в уставе пивоваров Таллинна. Водку производили в основном в сельской местности. В 1645 году крестьянам запретили заниматься виноделием, и винное дело стало сферой деятельности помещиков. Поскольку в кабаках торговали в основном пивом, то водку производили больше для себя. Когда же эстонскому алкоголю открылся русский рынок (после 1766 года), винокурение стало центральным хозяйственным звеном здешних поместий. К концу XVIII столетия почти во всех мызах была своя винокурня. Так и в Мяэтагузе. Местный винокуренный завод принадлежал Обществу картофелеводов Мяэтагузе.

Если другие здания хозяйственного назначения (амбары, сараи для телег и др.) стояли многие десятилетия такими, как их построили с самого начала, то винокурни же постоянно достраивались и перестраивались. Причиной этого было постоянное улучшение производства. Постепенно прежние мануфактуры стали превращаться в фабрики. Доход, получаемый от продажи алкоголя, составлял до 30% дохода государства. Во время Первой мировой войны был принят Закон о запрете алкогольной продукции и большая часть предприятий, производящих алкогольные напитки, была закрыта.

К сожалению, винокурня Мяэтагузе не сохранилась до наших дней. Частично на ее фундаменте сейчас построен народный дом. Однако сохранился винный амбар, в котором бочки высотой в человеческий рост хранили до зимы, когда становилось возможным по зимнему пути переправить их на продажу в Петербург. Винный амбар был отреставрирован в 2017 году. Гости усадебного отеля могут проводить в нем встречи и организовывать семинары.

Чем занимается мыза Мяэтагузе сейчас, смотрите здесь.

Поделиться
Рекомендации