О Силламяэ многие люди знают в основном то, что он был таинственным и закрытым городом, который характеризует сталинская архитектура и который в послевоенный период был связан с ядерной программой Советского Союза.
Всё это более или менее соответствует действительности, но многие люди, конечно же, не знают, что эта закрытость означала.
Закрытый и обособленный
В Советском Союзе были сотни связанных с оборонной промышленностью городов, для въезда в которые был необходим специальный пропуск. В Эстонии Силламяэ был единственным в своём роде. Даже тогда, когда здесь, так сказать, уже больше не занимались работой над атомной бомбой, он оставался монофункциональным заводским городом, деятельность которого была направлена на военную промышленность.
Нет, Силламяэ, расположенный около шоссе Таллинн-Нарва, всё-таки не был изолирован от остальной Эстонии бетонным ограждением или колючей проволокой. С виду он был обычным городом, поэтому проезжаюший и не понимал, что здесь что-то иначе. Тем не менее, это было так. В этот город нельзя было въезжать тем, у кого здесь не было конкретного дела. Аргументом для посещения не могли быть прогулка или совершение покупок в магазинах. Нужно было быть либо жителем города, либо командировочным с особым разрешением.
Тем не менее, я всё-таки помню поездки в Силламяэ в 1980-х годах, поскольку раз речь шла о особом статусе города, то и его снабжаемость в период общесоюзного дефицита была совсем иной, чем в других краях. Снабжался Силламяэ тогда напрямую из России, поэтому городские магазины были заполнены российскими товарами. Там можно было купить знаменитое мороженое в форме брикета и начинённые вареньем карамельные подушечки, которые обычно можно было купить лишь в России. Отдельно стоит упомянуть замечательный выбор фруктов, который на остальных предприятиях торговли тогда был довольно скудным.
Так и ездили окрестные жители на свой страх и риск в Силламяэ за покупками. Я помню, что для этого отец парковал свои Жигули на другой стороне шоссе Таллинн-Нарва, которое и служило границей города. Из автомобиля нам нужно было быстро исчезнуть, так как милиция ходила и проверяла документы. После этого нужно было вписаться в городскую картину Силламяэ. Для этого прибегали к различным уловкам. Например, в магазинную сетку-авоську клали один батон булки, чтобы при прогулке по улице производить впечатление местного жителя.
Неподалёку от города около шоссе в лесу часто можно было видеть картину, когда люди стояли вокруг машины и с риском наказания за посещение закрытого города наслаждались приобретёнными и разрезанными на капоте арбузом или дыней. До дома никто ждать не мог.
Открытие Силламяэ
На протяжении более, чем 20 последних лет тесно связанный с Силламяэ предприниматель, бывший премьер-министр Тийт Вяхи вспоминает своё первое соприкосновение с этим городом 35 лет назад так: «Я въехал, припарковал свои Жигули где-то поблизости от горуправы. Только мы с супругой вышли из машины, как подошёл патруль и отправил нас по самой короткой дороге обратно на шоссе.»
Второй раз Вяхи попал в Силламяэ в 1991 году в качестве специального представителя правительства Эдгара Саависара, когда руководил организацией местных выборов в городах Ида-Вирумаа.
После восстановления независимости Эстонии силламяэсцам было нелегко адаптироваться к новому времени, так как годами их город действительно жил отличной от Эстонии автономной жизнью.
Завод, на работе которого основывалась вся городская жизнь, перешёл Эстонской Республике и понятно, что в условиях рыночной экономики было непросто сохранять прежние участки работы и объёмы производства. Производство редкоземельных металлов всё же продолжалось. На сегодняшний день на месте бывшего заводского комплекса помимо производства, производящего редкоземельные металлы, появились разные предприятия, начиная с Силламяэского порта и кончая заводом по переработке использованных аккумуляторов.
В настоящее время при поддержке Европейского Союза в Силламяэ было закрыто пресловутое наследие советского периода − хранилище опасных отходов, − в котором якобы была представлена большая часть веществ, находившихся в таблице Менделеева. На её месте теперь находится зелёный холм.
Тийт Вяхи работал в Силламяэ с 1997 года, когда предприятие Silmet было приватизировано. Той же весной он прекратил работу на посту премьер-министра и купил часть акций предприятия. «Мы в тот раз встретились и с горожанами и я объяснил, что мы пришли сюда не для того, чтобы что-то разрушить. Мы уважаем то, что сделано и постараемся улучшить и обновить уже существующее. Насколько я помню, мне даже аплодировали и нам удалось установить с горожанами довольно хороший контакт.»
Если в заводских конторах тогда было много лозунгов, а перед зданиями стояли идеологические скульптуры, то Вяхи прежде всего взялся за здание администрации, в котором вместо тёмных коридоров и закрытых дверей сделали светлые помещения с прозрачными дверьми. По словам Вяхи, это повлияло, например, на то, что из туалетов больше не воровали туалетную бумагу, и изменение культуры предприятия и культуры труда оказало влияние и на общую культуру в городе.
На протяжении последних 20 лет город Силламяэ изменился как внешне, так и ментально. Девиз города «Город свежих морских ветров» указывает на открытость города как со стороны моря, так и для остального материка, откуда сюда могут приезжать и наслаждаться этим морским воздухом.
Горожане любят свой пляж
Сами Силламяэсцы очень любят свой пляж. Однако многие жители Эстонии и не знают, что здесь когда-то был известный и высоко ценящийся курорт именно из-за его прекрасного пляжа. Здесь, например, любил проводить лето известный русский учёный Иван Павлов.
В 2017 году была реновирована самая важная и широкая улица города Мере пуйестеэ. Сейчас эта обрамлённая с двух сторон сталинской архитектурой улица с роскошной лестницей стала излюбленным местом прогулок для туристов и горожан. Строится также новый променад, с готовностью которого широкий городской пляж обретёт ещё более благородный облик.
Говоря об архитектуре, нельзя обойти шикарное культурное здание, которые несколько лет назад было основательно отреновировано. Также нельзя оставить без упоминания здание горуправы, отличающееся смешением готического и сталинского стилей и увенчанное куполом, напоминающим башню церкви.
Тийт Вяхи говорит, что Силламяэский порт, которым он сейчас руководит, пытался по мере возможности оказывать поддержку как улучшению городского пространства, так и развитию культурной жизни.
В связи с обновлением Мере пуйестеэ и строительством променада он комментирует, что смысл проекта состоял в том, чтобы открыть город Силламяэ со стороны моря. «Со стороны шоссе он и так открыт, ведь если я теперь приеду сюда на машине, то меня не отошлют назад. Городское пространство должно содержаться в порядке как для гостей города, так и для его жителей», ‒ отметил Вяхи, добавив, что всё это является нормальным развитием, которое обеспечивает жизненную силу города, в котором в будущем захочет остаться и молодёжь.
ЭРИК КАЛДА
Журналист газеты «Северное побережье»
„Статья подготовлена при поддержке Европейского фонда регионального развития“